Эмблема
© В.Слесарев, 2007
Эмблема

Стартовая

К.Э.Ц.

Космонавты

Авиация

Электричество

Радио

Телевидение

Телеграф

Рентгенография

Из истории развития авиации в Вятском крае

Материалы к темам "Воздухоплавание. Развитие авиации и космонавтики"
 
 

Ещё до начала воздухоплавания крестьянин Котельничского уезда Вятской губернии Д.Е. Кашин построил летательный аппарат, на котором хотел долететь до Котельнича. Взобравшись на высокую гору, он ринулся вниз, несколько секунд парил в воздухе, а потом грузно опустился на землю... История не сохранила описание этого аппарата. Очевидно, он был тяжелее воздуха и приводился в действие мускульной силой.

20 июля 1911 года. В этот день русский авиатор Васильев, впервые перелетевший из Петербурга в Москву, совершил показательный полёт над городом Вяткой.

Вятские газеты писали: "Трудно передать те яркие ощущения, которые пришлось испытывать при виде летающего человека. 20 июля все мы могли уверенно сказать: Да, если воздух и не покорён ещё окончательно, то, по крайней мере, первые шаги уже сделаны!".

2 сентября 1924 года. Впервые проложен воздушный мост из Москвы в Вятку. Первый перелёт занял 7 часов.

1936 год. В городе Кирове появился первый самолёт гражданской авиации ЯК-6.

В 30-е годы самыми массовыми и популярными в Вятскополянском районе были парашютный и планерный спорт.

1939 год. С этого года установлено воздушное сообщение из г. Кирова до нашего Вятскополянского района. В то время аэродром в Вятских Полянах принимал только небольшие самолёты типа ПО-2. Располагался этот аэродром на окраине райцентра, между Вятскими Полянами и деревней Нижняя Тойма. Была отведена площадка под аэродром и в селе Сосновке, но там самолёты не приземлялись (впоследствии эта площадка была передана судостроительному заводу под подсобное хозяйство). Первоначально такие площадки для посадки самолётов создавались из военно-стратегических соображений. Как транспортный узел, аэродром в В-Полянах стал использоваться после войны. С 1965 года организованы воздушные рейсы из В-Полян до Малмыжа, Уржума, Кильмези, Шурмы.

В это время авиация используется также в сельском хозяйстве: с помощью самолётов АН-2 разбрасываются на полях минеральные удобрения, распыляются над посевами ядохимикаты. В колхозах оборудованы посадочные площадки для сельскохозяйственной авиации.

1983 год. В Вятских Полянах построен новый аэропорт: длина посадочной полосы 1750 метров, ширина 36 метров. Место для аэропорта было выбрано новое, т.к. на старом месте нарушались условия безопасности полётов: машиностроительный завод построил новую котельную с высотной трубой, и эта труба оказалась в зоне разворота самолётов.

Через год были открыты регулярные полёты из Вятских Полян на Нижний Новгород и Москву, Куйбышев и Волгоград, Набережные Челны и Киров. На этих рейсах использовались самолёты АН-24 и ЯК-40, а на местных линиях - до Малмыжа, Уржума, Шурмы, Лебяжья, Кильмези и Каксинвая - АН-2. Таким образом, в 80-е годы Вятские Поляны стали центром железнодорожного, речного, автомобильного и воздушного транспорта.

Однако последовавшие затем годы "перестройки" и распад Советского Союза пагубно сказались на дальнейшем развитии авиации в нашей области. Самолёты АН-2, обслуживавшие местные авиалинии в Кировской области, вскоре все оказались "на приколе" в Кировском аэропорту, так как единственное авиапредприятие, осуществлявшее профилактический ремонт и плановый технический уход за этими машинами, находилось в Казахстане, т.е. оказалось за границей. Все аэродромы области, кроме Кировского, перестали работать.


Источники:
В. Патрушев. Местный материал на уроках физики. // Изучаем свой край. - Киров, 1979
А.С. Санников. А ведь когда-то летали самолётами. // "Вятско-Полянская правда", 20 января 2000 г.


Hosted by uCoz